| 2ТЭ116 |
Тепловоз 2ТЭ116-1507 |
Основные данные |
Годы постройки |
1971 - настоящее время
|
Страна постройки |
СССР, Украина
|
Заводы |
[[Ворошиловоградский[Луганский] тепловозостроительный завод]]
|
Всего построено |
более 1900
|
Страны эксплуатации |
СССР, Россия, Украина, Эстония, Латвия
|
Осевая формула |
2*(3О-3О)
|
Технические данные |
Конструкционная скорость |
100 км/ч
|
Мощность дизеля |
2*3060 л.с
|
Тип передачи |
электрическая переменно-постоянного тока |
Конструкция
Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций, управляемых с одного (любого) поста кабины и соединённых автосцепкой СА-3.
При необходимости каждая из секций может быть использована как
самостоятельный тепловоз. Для перехода из секции в секцию в задней
стенке секций имеются двери и переходная площадка, закрытая резиновым
суфле. Все силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове,
выполненном с несущей главной рамой.
На тепловозе применена ДГУ (дизель-генераторная
установка) 1А-9ДГ, покоящаяся на средней части главной рамы. ДГУ
состоит из 16-цилиндрового дизеля 1А-5Д49 и синхронного трёхфазного
генератора ГС-501А. Дизель и тяговый генератор смонтированы на единой
поддизельной раме сварной конструкции и соединены между собой
полужесткой пластинчатой муфтой. Дизель 5Д49 принадлежит к
унифицированному ряду ЧН26/26, что означает — четырёхтактный с
газотурбинным наддувом, диаметр цилиндра и ход поршня 260 мм. Управление
дизелем — электрическое дистанционное при помощи установленных на
регуляторе дизеля четырёх электромагнитов, получающих питание от
контроллера машиниста и включающихся в различных комбинациях.
Схема электрической передачи — стандартная советская переменно-постоянного тока, реализованная также на тепловозах ТЭП70, 2ТЭ121, ТЭМ7. От синхронного тягового генератора также питаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (АДКЗ) мотор-вентиляторов
охлаждения оборудования. Над ГС-501А установлены однофазный синхронный
возбудитель ВС-650 и коллекторный стартёр-генератор ПСГ. ПСГ производит
проворот дизеля для запуска, получая питание от аккумуляторной
батареи, а после запуска работает как генератор, вырабатывания
постоянное напряжение 110 В для заряда батареи, питания цепей
управления/освещения, а также коллекторных двигателей (двигателей
постоянного тока, ДПТ) привода некоторых агрегатов.
На тепловозе имеются следующие мотор-вентиляторы (МВ) с приводом от АДКЗ:
- центробежные МВ тяговых двигателей передней и задней тележек — 2 шт;
- центробежный МВ охлаждения выпрямительной установки и УВВ — 1 шт;
- осевой МВ охлаждения ГС-501А — 1 шт;
- осевые МВ холодильника воды дизеля — 4 шт;
Двигатели вентиляторов холодильника примечательны тем, что имеет
внешний ротор — статор расположен в центре двигателя и его полюсные
наконечники обращены наружу от оси, а ротор выполнен в виде кольца и
охватывает статор.
Привод от коллекторных двигателей имеют следующие машины:
- мотор-компрессор КТ-6Эл, питающий тормозную систему и пневматическую автоматику — 1 шт, привод — через понижающий редуктор;
- осевой мотор-вентилятор вытяжной вентиляции кузова — 1 шт;
- шестеренный топливоподкачивающий насос — 1 шт;
- шестеренный маслопрокачивающий насос, создающий давление в масляной системе дизеля перед пуском — 1 шт;
- мотор-вентилятор калорифера отопления кабины — 1 шт.
Тепловоз имеет кузов с несущей главной рамой. Для монтажа и демонтажа
оборудования крыша кузова выполнена в виде пяти съемных секций, из них
три со встроенными коробами-воздухозаборниками для очистки воздуха,
предназначенного для охлаждения тягового генератора, выпрямительной
установки и тяговых электродвигателей. Очистители воздуха для дизеля —
вращающиеся сетки, нижняя часть которых погружена в масляную ванну, а
верхняя работает на очистку проходящего воздуха. Проворот сеток
автоматический, при включении мотор-компрессора электропневматический
привод проворачивает сетки на 45 градусов.
Применение разъемов в электрической проводке по кузову и
уплотнительных поясов крыши позволяет быстро снимать необходимую секцию
крыши для демонтажа оборудования. Глушитель шума выхлопных газов из
дизеля также закреплен на съемной секции крыши.
История выпуска и эксплуатации тепловоза
Тепловоз 2ТЭ116-1737, линия Белая Калитва — Лихая
Тепловозы 2ТЭ116 эксплуатируются на нескольких дорогах: На Приволжской дороге депо Саратов-2, им. М. Горького, Ершов, ст. Астрахань, на Юго-Восточной дороге депо Ртищево, Балашов, Елец, Грязи, на Северо-Кавказской дороге депо Краснодар, а также на Норильской железной дороге. На Октябрьской железной дороге:
депо Дно (ТЧ-18), депо Великие Луки (ТЧ-31), депо
Санкт-Петербург-Витебский-Сортировочный (ТЧ-9), Локомотивное депо
Кандалакша (ТЧ-5). 2ТЭ116 используются на Свердловской железной дороге (локомотивные депо Егоршино, Серов, Тюмень, Сургут).
На Укрзализныця:
- Южная дорога: ТЧ-12 Гребёнка (многие машины списаны и переданы), ТЧ-5 Полтава, ТЧ-6 Кременчуг, ТЧ-7 Ромны , ТЧ-9 Лозовая, ТЧ-3 Харьков-Основа;
- Донецкая дорога: ТЧ-4 Красноармейск, ТЧ-5 Сватово, ТЧ-6 Попасная, ТЧ-7 Родаково, ТЧ-10 Дебальцево-Сортировочное, ТЧ-14 Дебальцево-Пассажирское, ТЧ-16 Кондрашевская-Новая, ТЧ-17 Волноваха, ТЧ-19 Иловайск;
- Приднепровская дорога: ТЧ-1 Нижнеднепровск-Узел , ТЧ-2 Кривой Рог, ТЧ-3 Мелитополь, ТЧ-4 Пологи, ТЧ-10 Джанкой, ТЧ-11 Апостолово; ТЧ-6 Керчь
- Юго-Западная дорога: ТЧ-9 Дарница, ТЧ-11 Конотоп, ТЧ-4 Жмеринка, ТЧ-7 Коростень
Технические характеристики
- Род службы — грузовой (пассажирский при модернизации)
- Осевая формула — 2*(3О−3О)
- Ширина колеи, мм — 1520
- Мощность, кВт (л.с.) — 2*2250.6 (2*3060)
- Служебная масса, т — 2*138
- Осевая нагрузка, кН (тс) — 226 (23)
- Конструкционная скорость, км/ч — 100
- Транспортируемая скорость, км/ч - 120
- Минимальный радиус проходимых кривых, м — 125
- Диаметр колеса по кругу катания при среднеизношенных бандажах, мм — 1050
- Сила тяги длительного режима, кН (тс) — 2*255 (2*26)
- Скорость длительного режима, км/ч — 24
Габариты
- длина по осям автосцепки — 2*18150
- ширина — 3080
- высота от головки рельса — 5104
Модификации
Тепловоз 2ТЭ116У-0030 под Белой Калитвой
Тепловозы 2ТЭ116У-0024 и 2ТЭ116-503 на станции Лихая
2ТЭ116Г, 2ТЭ116У, 2ТЭ116УП, 2ТЭ116КМ, 2ТЭ116М, 2TЭ116А, 2ТЭ116К, 2ТЭ116УМ
2ТЭ116Г — тепловоз на газовом топливе. Состоит из 3х секций — двух
дизельных (как на обычном тепловозе 2тэ116) и одной криогенной с
газификатором. На тепловозе применен газодизель-генератор 1ГДГ с
электронной стстемой контроля, регулирования и защиты дизеля (СКРДЗ-3),
введены дополнительные системы подачи воды и газа, управления газовой
аппратурой, контроля и защиты, сигнализации, включения газа («щит-2-1»),
ветиляции электроотсеков и отсека газовой аппаратуры, дистанционного
отцепа дизельных секций от криогенной. Построен в 1988 году.
2ТЭ116М- модификация тепловоза 2ТЭ116 (в частности
2ТЭ116М-140,316,317), в ходе которой установлен реостатный тормоз,
который впоследствии устанавливался на серийных модификациях 2ТЭ116 и
2ТЭ116У.Особенностью электрической схемы этого тепловоза является
сохранение питания асинхронных трехфазных электродвигателей
вспомогательных машин от тягового генератора и во время электрического
торможения, а также управление режимом электрического торможения с
помощью системы автоматического регулирования торможения (САРТ). Система
позволяет, в частности, автоматически поддерживать заданную скорость на
спусках.
2TЭ116А — универсальный тепловоз, который был спроектирован для
максимальной унификации с строящимся в 80-х годах новым тепловозом
2ТЭ121 и также был прототипом тепловоза 4ТЭ130.Кузова секций тепловоза
выполнены по типу кузовов тепловозов 2ТЭ121. Они имеют цельнонесущую
конструкцию и изготовлены из низколегированной стали, а съемные блоки
крыши сделаны из алюминиевого проката. Отдельно собранные кабины
машиниста установлены в кузовах на резиновых амортизаторах. Рама кузова
использована как трубопровод для подачи воздуха для охлаждения
электрических машин и выпрямительной установки от общего вентилятора
(централизованная система воздухоснабжения). По концам рамы размещены
ниши для аккумуляторной батареи. Размещение оборудования в кузове
аналогично размещению его на тепловозе 2ТЭ121.На тепловозах 2ТЭ116А
№ 001 и 002 были установлены тяговые электродвигатели ЭД-125Б, на
тепловозах № 003 и 004 — тяговые электродвигатели ЭД-118В. Тепловозы
2ТЭ116А поступили для опытной эксплуатации в депо Кочетовка
Юго-Восточной железной дороги. На данный момент все машины списаны.
2ТЭ116УП — грузопассажирская модификация, в 1996 году был построен
единственный экземпляр. Мощность дизеля увеличена до 3600 л.с., тепловоз
оборудован реостатным тормозом и системой электроотопления состава.
Тяговый агрегат состоит из тягового и вспомогательного синхронных
генераторов, смонтированных в одном корпусе. Вспомогательный генератор
через выпрямитель обеспечивает энергоснабжение пассажирского поезда
напряжением 3000В постоянного тока мощностью 575 кВт с каждой секции на
номинальном режиме. Сила тяги длительного режима 2*323 кН(2*33 тс),
кострукционная скорость 120 км/ч.
2ТЭ116У — «усовершенствованный». Модификация локомотива 2ТЭ116 для
РЖД, оборудованная новой кабиной (по типу 2ТЭ126/136) с установкой
кондиционирования воздуха, с реостатным торможением, с увеличенной
мощностью дизеля 3600 л.с. и микропроцессорной системой управления и
диагностики(МСУД).
2ТЭ116УМ- модификация для Монголии с улучшенной системой очистки
наддувочного воздуха и увеличенной мощностью дизелей. Имеют собственную
нумерацию, начатую с 001 и т. д. Построено несколько экземпляров. Стоит
отметить тепловоз 2ТЭ116У-0062 с увеличенной до 4100 л.с. мощностью
дизелей, произведеннный для Монгольских железных дорог. в связи с чем
незначительно изменна задняя часть крыши секций, т. н. «двухгорбый».
2ТЭ116УК- для ТОО «ПромТрансМенеджмент», без микропроцессорной системы управления, мощность 3060,без кондиционеров
Ремонтные заводы
| |