| Тепловоз ТЭП80 — опытный пассажирский тепловоз, производившийся в СССР с 1988 по 1989 год на Коломенском тепловозостроительном заводе. Всего построено 2 тепловоза данной модели.
Конструкция
Кузов тепловоза цельнонесущий, имеет ферменно-раскосную конструкцию с
элементами панельного типа. Крыши съёмные. В них расположены фильтры
ЦВС, глушитель, электрический тормоз и охладитель наддувного воздуха.
Четырёхосные тележки состоят из общей жёсткой рамы и попарно
сбалансированных колёсных пар, имеют двухступенчатое рессорное
подвешивание и индивидуальный опорно-рамный привод. Рама тележки с
кузовом и колёсные пары с рамой тележки связаны при помощи
цилиндрических пружин с включёнными гидравлическими гасителями
колебаний.
На рамках тележек тепловоза установлены тяговые электродвигатели
ЭД-121ВУХЛ1 мощностью в 4552 кВт, питающиеся выпрямленным током. На
самом тепловозе установлены тяговой генератор переменного тока ГС-519У2 и
V-образный четырёхтактный двадцатицилиндровый дизель типа Д49
(20ЧН26/26) мощностью 6000 л.с. с двухступенчатым турбонаддувом и
двукратным охлаждением наддувочного воздуха в вохдушных охладителях.
Система охлаждения дизеля принудительная, закрытая
(высокотемпературная), двухконтурная, шахтного типа с двухрядным
расположением секций и гидростатическим приводом двух вентиляторов.
Дизель и генератор вместе представляют собой дизель-генераторный агрегат
2-10 ДГ.
На тепловозе имеется система подогрева теплоносителей и система
автоматического регулирования торможением и электропередачей. Также
тепловоз оборудован электрическим реостатным тормозом мощностью
тормозных резисторов в 4000 кВт. Кроме этого предусмотрена установка
систем, основанных на применении микропроцессорной техники: система
диагностики и управления тепловозом (СЦКДУ-Т), система комплексного
регулирования и защиты тепловозного дизель-генератора (СКРЗД-1) и
система централизованного контроля.
Рекорд скорости
Памятная запись на кузове локомотива, свидетельствующая об установлении рекорда
Локомотив ТЭП80-002 считается мировым рекордсменом по скорости среди тепловозов. Рекорд составляет 271 км/ч (1993), запись о чём можно увидеть на кузове тепловоза, находящегося в данный момент в музее железнодорожного транспорта на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Второй локомотив, также с памятной надписью, находится в Новосибирском
музее железнодорожной техники. Рекорд установлен машинистом Манкевичем
Александром Васильевичем, 5 октября 1993 года, но не занесён в «Книгу рекордов Гиннесса» и считается заявленным производителем.
| |