Дальневосто́чная желе́зная доро́га (филиал ОАО «РЖД») пролегает по территории Хабаровского края, Приморского края, Якутии, Амурской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области. Управление дороги находится в Хабаровске. Начальник дороги — Михаил Михайлович Заиченко (с марта 2005 года). Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).
Дорога граничит с Забайкальской железной дорогой (по станциям Архара, Штурм), Восточно-Сибирской железной дорогой (по станции Хани), с железными дорогами Китая (Рассыпная Падь) и КНДР (Хасан). В конце 90-х годов XX века в состав дороги вошёл восточный участок бывшей Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Включает в себя Сахалинскую железную дорогу, сообщение с которой осуществляется через паромную переправу Ванино — Холмск. История
Предшественником Дальневосточной дороги является Уссурийская железная дорога построенная в 1891—1897 годах.
28 февраля 1936 года Уссурийская железная дорога была разделена на Амурскую (г. Свободный) и Дальневосточную (г. Хабаровск) железные дороги в соответствии с Постановлением СНК СССР № 378 от 27.02.1936 г.
В 1939 году из состава Дальневосточной железной дороги вышла Приморская (г. Ворошилов-Уссурийский).
В 1947 году
вступила в строй линия Комсомольск-на-Амуре — Советская гавань, которая
сократила на 1000 км морские перевозки грузов на Сахалин, Магадан и
Камчатку.
В 1953 году в состав Дальневосточной железной дороги опять вошла Приморская железная дорога.
В 1957—1958 году силами предприятий Хабаровского отделения была построена Малая Дальневосточная железная дорога (Детская железная дорога)
В 1963 году Южно-Сахалинская железная дорога вошла в состав Дальневосточной.
В 1992 году из состава ДВЖД была выведена Сахалинская железная дорога.
В 1997 году Байкало-Амурская железная дорога им. Ленинского Комсомола
была реорганизована, расформировано управление этой дороги,
Северобайкальское отделение перешло в состав Восточно-Сибирской дороги, а
Тындинское и Ургальское отделения в состав Дальневосточной (согласно
Постановлению правительства Российской Федерации, подписанному 20 ноября 1996 г.).
В мае 2010 года руководством ОАО «РЖД» принято решение о переходе с 1
октября 2010 года Сахалинской железной дороги в состав Дальневосточной. Структура дороги
До 1 июля 2010 года в составе дороги были отделения:
Основные узловые станции дороги: Хабаровск-2, Известковая, Биробиджан-1, Волочаевка-2, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Сибирцево, Уссурийск, Барановский, Угловая, Новый Ургал, Тында, а также крупнейшие припортовые станции: Владивосток, Находка, Находка Восточная, Ванино. Инфраструктура
Облученская ПЧ-1; Биробиджанская ПЧ-2; 5-ая Хабаровская ПЧ-5; 6-ая
Хабаровская ПЧ-6; Бикинская ПЧ-7; Ружинская ПЧ-8; Спасск-Дальнинская
ПЧ-9; Сибирцевская ПЧ-10; Уссурийская ПЧ-11; Приморская ПЧ-12;
Владивостокская ПЧ-13; Партизанская ПЧ-14; Литовковская ПЧ-15;
Комсомольская ПЧ-16; Высокогорнинская ПЧ-18; Советско-Гаванская ПЧ-19;
Юкталинская ПЧ-20; Тындинская ПЧ-22; Беркакитская ПЧ-23; Дипкунская
ПЧ-24; Верхнезейская ПЧ-25; Февральская ПЧ-26; Этыркенская ПЧ-27;
Тырминская ПЧ-28; Ургальская ПЧ-29; Амгуньская ПЧ-30; Горинская ПЧ-31;
Южно-Сахалинская ПЧ-32; Паранайская ПЧ-33; Холмская ПЧ-34 и Тымовская
ПЧ-35.
- Дистанции сигнализации, централизации и блокировки:
- Дистанции электроснабжения:
Локомотивное хозяйство
Основные показатели
- Показатели за 2009 год:
- Эксплуатационная длина — 5990,6 км;
- Численность сотрудников — 44400 человек;
- Средняя заработная плата — 33641 рублей;
- Перевезено грузов — 38 млн 219 тыс. тонн;
- Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 4 млн 301 тыс. человек, в пригородном сообщении — 13 млн 395 тыс. человек.
|