Электропо́езд — разновидность моторвагонного подвижного состава, получающего энергию от внешней контактной сети с помощью токоприёмников.
Электропоезда широко используются в пригородном сообщении. В отличие
от других типов поездов, они способны быстро разгоняться на коротких
перегонах между станциями, создают низкий уровень шума и не загрязняют
окружающую среду, что очень важно в густонаселённых районах. Кроме того,
электропоезда применяются в высокоскоростном пассажирском сообщении.
Конструкция
Составность
Электропоезд формируется из моторных (выполняющих функцию тяги) и прицепных вагонов.
Прицепные вагоны могут содержать оборудование, выполняющее
вспомогательные функции — например, компрессоры воздуха (для тормозной
системы, подъёма токоприёмников, открывания-закрывания дверей, пневмоконтакторов и других систем), аккумуляторные батареи, преобразователи напряжения и т. д.
Вагоны электропоезда с кабинами управления называются головными. Пассажиры размещаются во всех вагонах электропоезда.
В некоторых зарубежных электропоездах любой вагон может иметь органы
управления и использован как головной — независимо от того, моторный он
или прицепной.
Для сцепления вагонов между собой на железных дорогах стран, входивших в СССР используется, в основном, автосцепка СА-3 (хотя отдельные электропоезда снабжаются и другими видами сцепок). В других странах используются другие сцепные устройства. Технические характеристики
Механическая часть вагона содержит кузов, тележки, ударно-тяговые
приборы, и тормозное оборудование. Для обеспечения более плавного
движения и смягчения толчков тележки имеют двойное рессорное подвешение.
В отличие от электровозных, тяговые электродвигатели выполнены
самовентилируемыми (т. е. их охлаждение обеспечивается вентиляторами,
находящимися непосредственно на оси электродвигателя, в то время как на
электровозах используются отдельные мотор-вентиляторы).
На моторных вагонах обычно устанавливают по четыре электродвигателя с
рамной подвеской. В основном, электрическое оборудование электропоездов
схоже с электрооборудованием электровозов. Однако, оно размещено под
кузовом и на крышах вагонов для увеличения пассажирского пространства.
Принципы управления двигателями электропоездов примерно те же, что и на электровозах. История
В СССР первые электропоезда начали эксплуатироваться в 1926 г. на линии Баку — Сабунчи — Сураханы (напряжение 1200 В). В 1929 году началось движение электропоездов на линии Москва — Мытищи (напряжение 1500 В). В 50-х годах XX века электропоезда, эксплуатировавшиеся на напряжении 1500 В были переведены на напряжение 3000 В (электропоезда Ср3). Были построены новые поезда постоянного тока ЭР1 и ЭР2 на 3000 В; и началось внедрение системы переменного тока 25 000 В (электропоезда ЭР7, ЭР9).
Суммарная мощность двигателей одного моторного вагона электропоезда обычно составляет 700—1000 кВт. Обычные электропоезда имеют конструкционную скорость 130 км/ч, поезда ЭР200 и ЭС250 («Сокол») имеют конструкционную скорость 200 и 250 км/ч соответственно.
В настоящее время в России эксплуатируются электропоезда постоянного тока серий: ЭР2 (а также модернизированные ЭР2 которым присвоены новые названия ЭМ2, ЭМ2И, ЭМ4, ЭС2, или ЭР2-К), ЭР200, ЭТ2, ЭД2Т, ЭД4; электропоезда переменного тока ЭР9, ЭР9П, (А также модернизированные с присвоением индекса ЭМ9) ЭР9Е, ЭР9Т, ЭД9Т, ЭД9М, ЭД9МК.
В стадии испытаний длительное время (более пяти лет) находятся:
экономичные электропоезда (ЭД4Э) (в настоящее время непригоден к
эксплуатации, подпирает забор в ТЧ-3 Перерва Московской ж.д.),
высокоэкономичные электропоезда (ЭД6)(фактически списан и роздан по
учебным заведениям транспортного профиля), высокоскоростной электропоезд «Сокол» (находится на ответственном хранении в ТЧ-10 Октябрьской ж.д.).
Выпускаются электропоезда на Демиховском заводе (серии ЭД) и на заводе в городе Торжке (серии ЭТ). Новочеркасский электровозостроительный завод также разработал модель электропоезда (ЭН3) и изготовил опытный образец. В СССР электропоезда серийно выпускал Рижский вагоностроительный завод в сотрудничестве с Рижским электромашиностроительным и Калининским вагоностроительным заводами (все поезда серии ЭР).
В мае 2006 года ОАО «РЖД» и Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке скоростных электропоездов Velaro RUS.
|