ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОРМОЗАХ
Назначение тормозов
В процессе движения поезда на него действуют силы
различные по своему характеру и направлению. Различают силы внешние
(например, сила сопротивления движению от уклона) и внутренние
(например, сила трения в моторно-осевых подшипниках). Внешние силы
можно разделить на управляемые (сила тяги) и неуправляемые (силы
сопротивления движению). Кроме того, при любом изменении скорости
движения на поезд действует сила инерции. В зависимости от соотношения
управляемых и неуправляемых сил поезд может двигаться ускоренно,
замедленно или с равномерной скоростью.
Сила тяги - внешняя движущая
сила, которая создается тяговыми электродвигателями локомотива во
взаимодействии с рельсами. Она приложена к ободу колес в направлении
движения. Для остановки поезда необходимо исключить действие сипы
тяги, то есть отключить тяговые двигатели локомотива. Однако, поезд
продолжит движение по инерции за счет накопленной кинетической энергии
и до полной остановки пройдет значительное расстояние. Чтобы
обеспечить остановку поезда в требуемом месте или снижение скорости
движения на определенном участке следования, необходимо искусственно
увеличить силы сопротивления движению.
Устройства, применяемые в поездах для создания
искусственного сопротивления движению, называются тормозами, а силы,
создающие искусственное сопротивление движению - тормозными силами.
Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда.
Способы создания замедления движения
При фрикционном способе
сопротивление движению создается за счет трения тормозных колодок (или
специальных накладок) о поверхность катания колес подвижного состава
(или дисков). В этом случае кинетическая энергия поезда преобразуется в
тепло, нагревающее трущиеся детали и рассеиваемое в окружающую среду.
Реверсивный способ на
локомотивах с электрической передачей осуществляется переключением
тяговых двигателей в генераторный режим, что вызывает изменение
направления электромагнитного момента электрической машины. Это
торможение называется электродинамическим. Оно бывает рекуперативным,
когда вырабатываемая электрическая энергия возвращается в контактную
сеть, или реостатным. В последнем случае электрическая энергия
поступает на специальные тормозные резисторы и превращается в тепло.
которое рассеивается в окружающую среду.
Реверсивный способ создания замедления
применяется и на локомотивах с гидропередачей (гидродинамический
тормоз), а также на паровозах - контрпар.
При электромагнитном способе
тормозная сила создается притяжением специальных тормозных башмаков с
электромагнитами к рельсам. На подвижном составе применяются как
электромагнитные рельсовые тормоза, так и тормоза на вихревых токах.
Особенность этого способа создания замедления заключается в том. что
мощность тормоза ограничивается только величиной допустимого
замедления. Поэтому магнито-рельсовые тормоза используются только при
экстренном торможении.
Классификация тормозов
Тормоза классифицируются по способу создания тормозной силы, свойствам системы управления и по назначению.
По способу создания тормозной силы различают фрикционные тормоза (колодочные и дисковые) и динамические (электродинамические, гидродинамические и реверсивные).
По свойствам системы управления различаю тормоза автоматические (прямодействующие и непрямодействующие) и неавтоматические (прямодействующие).
Автоматические тормоза должны
автоматически приходить в действие (затормаживать) при определенном
темпе снижения давления в тормозной магистрали.
Прямодействие или непрямодействие автоматического тормоза определяется конструкцией воздухораспределителя. Прямодействующий автоматический тормоз
- это тормоз грузовых вагонов, оборудованный воздухораспределителем
усл.№ 483, который способен поддерживать установленное давление в
тормозном цилиндре независимо от плотности последнего.
Непрямодействующий автоматический
- это тормоз пассажирских вагонов, оборудованный
воздухораспределителем усл.№ 292, который не восполняет утечки сжатого
воздуха из тормозного цилиндра.
Примером прямодействующего неавтоматического
тормоза служит вспомогательный локомотивный тормоз. В случае приведения
его в действие воздух из главных резервуаров поступает в тормозные
цилиндры.
По назначению тормоза бывают грузовые, пассажирские и скоростные. В этом случае за характеристику их работы принимают время наполнения и опорожнения тормозного цилиндра.
|